Назад

Советы

Листайте вниз
Контраварийное вождение: лучше предупредить, чем бороться
Инструктор по вождению Юрий Ануфриев рассказывает, почему курсы экстремального вождения не помогут, если хотите уверенно чувствовать себя на дороге.

Теги:

Советы Курсы Гонки Безопасность Эксперт
Инструктор по вождению Юрий Ануфриев рассказывает, почему курсы экстремального вождения не помогут, если хотите уверенно чувствовать себя на дороге.

- Школы так называемого экстремального вождения переживают небывалый подъем. Многие бегут туда, только получив права. Ведь в сознании нередко экстремально вождение ассоциируется с профессионализмом. Это действительно так?

- Действительно, сейчас очень популярна экстремальная подготовка. Но я считают, что новичку это не нужно. Все просто: если вы совсем мало времени провели за рулем, моторные реакции еще не развиты должным образом. И в этом вопросе в любом случае необходим «накат». Плохо, если у прошедшего курс экстремального вождения появится ложное чувство уверенности.

- Тогда для кого это?

- Если в двух словах: для тех, кому хочется выплеска адреналина. Занятия ведь могут проводить и на вашей машине, и на арендуемой спортивной. А это, понятное дело, совсем другие ощущения. Считайте, как прыжок с парашютом. Кстати, курс экстремального вождения – неплохой подарок. Тренировки проводят на площадке под контролем. Даже заезды на треке, где большая буферная зона из гравия, в разы безопаснее езды в городе. В машинах устанавливаются рамы безопасности, выдают шлемы, рядом работают группы поддержки, которые и потушат, и вытащат в случае ЧП. В целом это очень интересный опыт.

- С практической точки зрения это вообще применимо?

- Боюсь, что нет. Поймите: на дороге общего пользования при наличии других участников движения различные экстремальные «фишки» использовать опасно. У вас, помимо опять же отсутствия долгих лет практики и наработки навыков, просто не будет места для маневров. Реальность создает более жесткие рамки. Хорошо, если, входя в поворот «на ручнике», вы никого не задели и только бампер себе помяли… А если нет? Поэтому я предлагаю тренироваться в строго отведенных местах.

На самом деле, имеет смысл прочувствовать свой личный автомобиль. И курсы здесь могут, безусловно, помочь. Приезжаете на площадку, пробуйте тормоза, пытайтесь уйти в занос. Кстати, когда люди начинают это делать, они сильно удивляются, что машина едет не только туда, куда тебе хочется. Иногда она едет совсем не так, как тебе хочется. И класс автомобиля, резина не играют здесь никакой роди. Это тоже новый и ценный опыт. Вы расширяете границы.

- А курсы, которые проходят сотрудники охранных служб? Разве это не то же экстремальное вождение?

- Не путайте – там своя, особая подготовка. И она не имеет ничего общего с тем, что доступно обывателям. Да, по факту их учат ездить в заносе, преодолевать различные преграды. То же дают в автошколах. Но принцип и приемы совсем иные. Для рядового водителя правильный выбор – обучение принципам «защитного вождения».

- Расскажите, в чем суть?

- Эту систему разработал в 1964 году американец Крис Имхофф из Национального совета по безопасности. Идея в выработке стиля вождения, не только адекватного в условиях реальной жизни, но максимально безопасного. Изменяется само сознание водителя. То есть мы говорим не просто о том, что человек перестает гонять. Хотя самое главное правило – разумная скорость здесь и сейчас. Если ты перешел грань хотя бы на 1 км\ч, есть риск уже оттуда не вернуться. В рамках защитного вождения вы не выходите из аварийной ситуации, вы знаете, как ее не допускать. Для этого учат считывать внешние условия (погоду, поведение других водителей), понимать уровень своего мастерства и так далее. К примеру, пройдя у меня полный курс обучения, человек уже понимает, на что нужно смотреть, как выбирать скорость, положение на дороге, проходить отдельные участки дороги. Кстати, почти никто не знает, как правильно проходить поворот.

- Сколько в среднем уходит времени на обучение? Ведь все люди разные…

- Общая формула проста: возраст и количество занятий равны. Если вам 18 лет, то это 18 занятий по 2 часа каждое. Что касается особенностей характера, здесь, конечно, они играют большую роль. Например, если человек «взрывной», есть вероятность того, что он поддастся искушению и начнет гонять. Но, как правило, достаточно один раз совершить ошибку, чтобы больше ее не допускать. Хотя есть и неисправимые «гонщики». Это опять же характер.

В критических ситуациях почти у всех срабатывает инстинкт. То есть рассказы о ступоре, бросании руля и закрывании глаз все-таки не всегда подкреплены реальностью. Естественно, если машина летит в грузовик, то водитель инстинктивно жмет на тормоз. А вот в случае заноса и относительно свободной ситуации на дороге, он вероятнее всего будет выруливать.

- Есть ли различия в обучении мужчин и женщин?

- За годы работы выявил у многих женщин удивительную особенность… Хотя у них, считается, лучше развито периферическое зрение, женщины редко смотрят по сторонам и замечают опасность вокруг. Многие просто ленятся повернуть лишний раз голову в сторону. С другой стороны, действует установка: «Я еду никого не трогаю, ничего не нарушаю». Но вдруг происходит некая экстремальная ситуация. Женщина не делает поправку на нее, а продолжает двигаться, согласно установленной схеме. Поэтому я всегда учу смотреть по сторонам.

Мужчины, особенно молодые ребята, любят скорость. У них кровь бурлит, и они тоже могут не видеть проблемных моментов. С ними иногда приходится проявлять жесткость. Вообще это все упирается в школу – что было изначально заложено. Бывает, если человек приходит ко мне уже с правами, приходится ломать старую схему. Радует то, что люди обращаются осознанно с желанием научиться. Помните, что предупредить всегда проще, чем потом бороться с ситуацией. И, конечно, не забывайте о «правиле трех Д» – дай дорогу дураку.

 

Текст: Мария Крижевич

Теги:

Exclusive FIA Golf Golf Cabrio Golf GTI Golf Plus Golf Sportsvan Golf SportWagen Golf VII GTE GTI Ideal Vehicle Award Jetta klaus bischoff Kombi motorsport Multivan Passat Passat Alltrack Passat CC Passat Variant Phaeton Polo POLO CUP Polo седан R / R-Line RBTSE

Смотрите также:

Советы detail-pic
02.04.2015

Кого надо бояться за рулём?

Встретили на дороге кого-то из этой десятки? Будьте особенно внимательны!

Человек detail-pic
27.10.2013

Где погонять в выходные. Moscow Raceway

Выпустить пар владельцы хот-хэтчей Volkswagen могут на одной из гоночных трасс, благо выбор в европейской части России есть. Самый крутой трек из всех – это, безусловно, Moscow Raceway.

detail-pic
31.08.2016

Даша на Polo: «Зимой он не хуже внедорожника»

«Мы с друзьями прозвали его Джокером. Если приглядеться, то спереди можно заметить коварный взгляд и хитрую улыбку на бампере…»